тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
Контакты для СМИ
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

МАЛЫЕ КОМПАНИИ — БОЛЬШИЕ ДЕЛА

18.09.2017; НефтеГазовая Вертикаль, №18/2017: http://www.ngv.ru/magazines/article/malye-kompanii-bolshie-dela/

Постоянная рубрика: АссоНефть о независимых в ТЭК

Татарстан стал ярким примером соседства и взаимодействия крупной вертикально интегрированной компании «Татнефть» и значительного количества небольших нефтяных предприятий.

Это явилось ответом не те вызовы, которые ярко обозначились к началу 1980-х годов и были связаны с ухудшением структуры минерально-сырьевой базы республики.

Малые нефтяные компании (МНК) доказали свою эффективность при работе с трудноизвлекаемыми запасами и мелкими месторождениями. Они стали лидерами в сфере внедрения передовых технологий.

В результате за относительно короткий срок ими было добыто 100 млн тонн нефти. А в годовом выражении производство превысило 7 млн тонн. На долю татарстанских МНК приходится 34% всего объема добычи субъектами малого нефтяного бизнеса Российской Федерации.

Достижению таких результатов способствовала система льгот и преференций, разработанная татарстанскими специалистами и введенная в действие законами республики и указами Президента РТ.

Начиная с 1976 года в Республике Татарстан наблюдалось постоянное снижение производства нефти. Такая тенденция была обусловлена тем, что базисные эксплуатационные объекты Ромашкинского, а также других крупных месторождений вступили в завершающую стадию разработки. Происходило истощение и ухудшением структуры их запасов. В итоге за 19 лет добыча в РТ упала со 103,7 до 23,8 млн тонн.

Избежать падения

Добыча в Татарстане могла бы снижаться и до сих пор. Еще в 1980 году, при прежней командно-административной системе, было «обосновано» ее падение до 14 млн тонн к 2000 году. Так бы и случилось, но нефтяники при поддержке правительства РТ приняли новую стратегию перспективного развития топливно-энергетического комплекса.

Стратегия была направлена на стабилизацию, а с 1998 года и на рост добычи нефти. И ход кривой производства сырья был круто изменен. В 2016 году в Татарстане было получено 35,5 млн тонн нефти. На это повлияло два обстоятельства.

Во-первых, переход на рыночную экономику, что в корне изменило условия работы нефтедобывающих предприятий. В результате финансовое положение нефтяников ухудшилось, что заставило их самих думать о стабилизации добычи. Причем это нужно было делать в кризисной обстановке, при жестком налоговом прессе, не учитывающем конкретные горно-геологические характеристики месторождений и уровень истощения запасов.

Во-вторых, заключение договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Этот документ повысил заинтересованность республики в увеличении добычи нефти и предоставил ей необходимые полномочия в этой сфере.

В 1993–1995 годах была разработана «Концепция развития нефтяной промышленности в новых рыночных условиях». За сравнительно короткий срок была создана соответствующая законодательная база: приняты более прогрессивные законы РТ «О недрах», «О нефти и газе», «Об иностранных инвестициях», «О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора», «О соглашениях о разделе продукции».

Указ Президента РТ «О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан» подписан Минтимером Шариповичем Шаймиевым 12 февраля 1997 года. Этот документ ставил задачи государственного уровня и масштаба. На его основе были разработаны меры по поддержке малых нефтедобывающих компаний.

У истоков этого процесса стояли Ринат Гимадисламович Галеев — тогдашний генеральный директор «Татнефти», Шафагат Фахразович Тахаутдинов — главный инженер, Ренат Халиуллович Муслимов — крупнейший ученый, тогда главный геолог «Татнефти».

К тому времени в республике имелось 67 неосвоенных месторождений, которые были открыты 20–40 лет назад. Они имели трудноизвлекаемые, высоковязкие запасы, разработка которых была экономически нерентабельна при действующей налоговой системе.

Льготы — залог успеха

В целях вовлечения в разработку таких месторождений был принят ряд подзаконных актов. И, самое главное, по инициативе президента РТ обеспечено налоговое стимулирование (льготирование) добычи нефти по трем направлениям (см. «Возможности стимулирования добычи нефти»).

Была разработана и утверждена правительством РТ «Методика определения объемов добычи нефти из малодебитных и высокообводненных скважин, подлежащих налоговому стимулированию». На ее основе принята программа, позволяющая просчитать весь фонд скважин, проранжировать их по уровню рентабельности и обосновать необходимые налоговые льготы, а также доказать контролирующим органам правильность фактических скидок.

Далее предусматривалось налоговое стимулирование третичных МУН (физико-химических, физических, тепловых, газовых, геолого-физических, микробиологических). По законам РФ и РТ «О недрах» добыча нефти за счет МУН должна освобождаться от платы за недра и на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ). До 1996 года эта категория освобождалась также и от акциза.

Применение налогового стимулирования наряду с внедрением более прогрессивных инновационных МУН позволило поднять производственные показатели. Если с началом рыночных реформ добыча нефти за счет МУН в республике снизилась вдвое, до 700 тыс. тонн в год, то в настоящее время она достигла 1,45 млн тонн в год (только по малым компаниям) и продолжает расти (см. «Динамика добычи нефти за счет МУН»).

Следующей льготируемой категорией являлась добыча нефти из вновь вводимых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Первым стимулирующим документом тут явилось постановление Правительства РФ №180.

В 1997 году был принят закон РТ «О нефти и газе». Согласно ему, с 1998 года был в два раза снижен акциз на продукцию новых месторождений, она также была освобождена от отчислений в фонд ВМСБ. Результаты установления новых правил игры превзошли самые смелые прогнозы. За 5,5 лет их действия было добыто около 38 млн тонн.

С нуля до 100 млн

Не менее важным явились и другие факторы, а именно:

⊙ улучшение состояния разработки месторождений за счет сохранения в действующем фонде свыше 10 тыс. малодебитных скважин.

Это обеспечило более равномерное дренирование запасов;

⊙ увеличение добычи за счет запасов, ранее считавшихся неизвлекаемыми;

⊙ сохранение рабочих мест для 18,5 тыс. человек;

⊙ экономия затрат на бурение новых скважин в размере 15 млрд рублей (6 тыс. новых скважин) при сохранении того же объема добычи;

⊙ ввод в эксплуатацию за 5,5 лет 36 новых нефтяных месторождений (такое количество в республике ранее вводилось за 30 лет).

Этот великолепный опыт налогового стимулирования в РТ свидетельствует об огромных возможностях развития горнодобывающих отраслей России, если руководствоваться здравым смыслом. Имеющаяся законодательная база позволяет при определенных условиях обеспечить достаточно рентабельную разработку практически всех поставленных на учет запасов нефти.

Самое главное — малые нефтедобывающие компании были созданы и начали работать. Р.Х.Муслимов поставил перед ними новые цели:

удвоить бурение разведочных скважин, применять прорывные инновационные технологии. Он был убежден, что малые предприятия Татарстана способны решать самые сложные задачи.

«Татнефть» приняла активное участие в обеспечении создаваемых компаний кадрами. Более того, она в непростое для российской экономики время выступила поручителем при получении кредитов, предоставила доступ к системам транспортировки и подготовки нефти. Результатом совместной работы «Татнефти» и малых предприятий стали также создание и внедрение целого ряда инновационных технологий: улавливание легких фракций, одновременнораздельная эксплуатация двух пластов одной скважиной, мультифазные насосы и многое другое.

Малые нефтедобывающие компании, пройдя за эти годы через непростые испытания, доказали свою состоятельность и жизнеспособность.

Поставив целью применение передовых технологий, имея решимость и умение осваивать трудноизвлекаемые запасы, они завоевали репутацию высокотехнологичных и перспективных предприятий с экологической и социальной ответственностью.

Начав с нуля, эти компании на сегодняшний день достигли суммарной годовой добычи в 7,15 млн тонн в год. За весь период деятельности МНК из недр извлечено 105 млн тонн нефти, пробурено 7 млн метров горных пород, введено в эксплуатацию более 6 тыс. скважин (см. «Динамика добычи и эксплуатационного бурения...»).

В бюджеты всех уровней перечислено более 600 млрд рублей налогов, в том числе в консолидированный бюджет Республики — свыше 70 млрд рублей (см. «Динамика налоговых поступлений…» и «Динамика налоговых поступлений от добычи сверхвязкой льготированной нефти»).

Все только начинается

На торжественном собрании, посвященном добыче 100-миллионной тонны нефти малыми компаниями Татарстана, президент РТ Рустам Минниханов отметил важность этой даты в истории республики. Он напомнил, что в кризисные 1990-е годы стояла задача стабилизации и роста объемов добычи. В условиях объективного ухудшения структуры минерально-сырьевой базы и увеличения количества мелких низкорентабельных месторождений добиться этого можно было лишь путем привлечения инвестиций и создания малых добывающих предприятий.

Как отметил президент, несмотря на небольшой размер бизнеса, малый нефтяной сектор Татарстана показывает высокие результаты.

Доля малых компаний в запасах по республике составляет около 20%. А их вклад в нефтедобычу увеличился с 3% в 1997 году до 22% в настоящее время. Объем добычи малых компаний сопоставим с масштабами потребления нефти в таких странах, как Чехия, Дания, Венгрия, Финляндия.

Глава РТ сделал также акцент на бюджетообразующее значение малых нефтедобывающих компаний. Он отметил, что каждая из них является гарантом социальной стабильности на территории своей деятельности, крупным налогоплательщиком федерального значения. Вместе с тем, как подчеркивает Рустам Минниханов, потенциал малых нефтедобывающих компаний Татарстана еще до конца не раскрыт. Впереди у них новые свершения.

ФААТ МИФТАХОВ, ДМИТРИЙ МАРУНИН

ЗАО «Нефтеконсорциум»

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

Важно, что решение о стимулировании создания МНК в Татарстане было продиктовано сложившейся там к 80-ым годам прошлого века устойчивой тенденцией ухудшения структуры минерально-сырьевой базы и увеличения количества мелких низкорентабельных месторождений.

Сегодня похожая тенденция наблюдается уже в масштабах всей России. И поэтому сама собой напрашивается идея тиражирования опыта Татарстана по поддержке небольших компаний теперь уже на всю Россию.


Возврат к списку