тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Российский СУГ ждут в Китае

13.11.2020

13.11.2020 17:20:29; «РЖД-Партнер»: https://www.rzd-partner.ru/logistics/comments/rossiyskiy-sug-zhdut-v-kitae/

Производители СУГ находятся на распутье: с одной стороны, в пользу развития экспорта в Китай говорит растущий спрос, с другой стороны, сырья на всех не хватит – это как следствие премиальности внутреннего рынка по сравнению с экспортными, так и особенность уже сложившейся конъюнктуры поставок. Тем, кто все же захочет отхватить лакомый кусочек, так или иначе, придется идти на риск.

Сомнительная выгода

В 2019 году, по данным Thomson Reuters, валовое производство СУГ в России выросло на 140 тыс. тонн по сравнению с 2018 годом и составило 16,9 млн тонн. В последние годы объем экспорта СУГ из России составляет более 5 млн тонн в год и основной объем его уходит в Европу. «Это обусловлено более развитой инфраструктурой европейской части России и объемным сектором потребления СУГ, особенно в Восточной Европе», - пояснил генеральный директор ГК «Авестра» Игорь Березин.

При этом экспорт СУГ из России в 2019 году, по данным аналитика Thomson Reuters Дамира Хальметова, существенно снизился – с 6,5 млн до 5,74 млн тонн (на 800 тыс. тонн). Это, по словам эксперта, во многом связано с тем, что внутренний рынок выгоднее для отечественных производителей, чем зарубежные поставки.

Одновременно с этим дефицит рынка СУГ в Китае в последние годы преодолел отметку в 15 млн тонн в год и быстро растет, что обусловлено интенсивным развитием нефтехимии и использованием СУГ в коммунально-бытовом секторе. Учитывая территориальную близость России и Китая, а так же ряд инициатив, направленных на развитие экономического сотрудничества, начало поставок СУГ российских производителей в Китай было лишь вопросом времени, подчеркнул И. Березин. На данный момент основным ограничением для этой деятельности он называет отсутствие инфраструктуры и нерешенные регуляторные вопросы.

Даже при том, что экспорт СУГ из России существенно сбавил обороты, и такая тенденция сохраняется в 2020 году, по китайскому направлению был отмечен рост на фоне удешевления продукта в России, а также отрицательной доходности экспорта по другим направлениям. Эксперты IHS Markit ожидают, что потребление СУГ в странах Северо-Восточной Азии к 2025 году вырастет с нынешних 80 млн до 110 млн тонн прежде всего за счет роста потребления СУГ в Китае нефтехимической отраслью.

Аналитики Thomson Reuters прогнозируют, что экспорт СУГ из Российской Федерации в 2025 г. достигнет 10,7 млн тонн Основным источником экспорта все-таки останется Европа – регион АRA, Средиземноморье и Восточная Европа.

Грандиозные планы

В ГК «Авестра» уверенны, что удовлетворить растущий китайский спрос можно только за счет импорта, а существенных материальных потоков, на которых можно было бы базировать эффективную перевалку на море недостаточно.

За последние 10 лет было анонсировано более десятка инфраструктурных проектов так или иначе связанных с поставками СУГ в Китай. Среди них несколько крупных и относительно небольших морских терминалов на Дальнем Востоке и ряд сухопутных терминалов для перевалки СУГ из железнодорожных цистерн. В проектной проработке находятся несколько газонаполнительных станций по обе стороны границы и даже несколько терминалов в третьих странах (Казахстане и Монголии).

«Более 90% ввозимых в Китай СУГ пребывает морским путем. Именно поэтому проекты строительства морской инфраструктуры под СУГ на российской Дальнем Востоке так часто обсуждаются. Под вопросом остается только ресурсная база таких проектов. Существующая производственная база СУГ уже ориентирована на европейских потребителей или осуществляет экспорт в Китай через терминал в Маньчжурии», - пояснил И. Березин.

Производственные активы, ввод в эксплуатацию которых ожидаются в ближайшие 5-10 лет, с большой долей вероятности будут интегрированы с новыми нефтехимическими мощностями, и большая часть прироста производства СУГ будет утилизирована внутри страны, а оставшаяся может быть направлена в существующую инфраструктуру.

При этом в случае, если все заявленные проекты по строительству новых мощностей будут реализованы, к 2024 году производство СУГ в России вырастет до 23 млн тонн.

Один в поле воин

Из множества анонсированных крупных проектов строительства терминалов для перевалки СУГ на Дальнем Востоке пока был реализован лишь железнодорожный вариант поставки этого груза в Китай. Остальные преимущественно так и остались на этапе проработки из-за уже описанных сомнительных перспектив существенного прироста экспорта.

В настоящее время сжиженный углеводородный газ транспортируется на китайский рынок из России по сети РЖД через терминал Manzhouli Far East Gas, введённый в эксплуатацию в 2019 году. Поставщиками СУГ являются «Иркутская нефтяная компания», «Омский каучук» и Сургутский ЗСК «Газпрома».

В выборе погранперехода Забайкальск — Маньчжурия и соответствующей ему станции железной дороги сыграли роль три фактора. Во-первых, северо-восточный рынок Китая территориально близок к России. Во-вторых, потребители в этом регионе сталкиваются с сокращением снабжения в связи с тем, что добыча нефти в районе г. Дацин (самая нефтеносная провинция КНР) сократилась с 50 до 30 млн тонн в год. Наконец, северо-восточный рынок закрыт и расположен вдали от моря. Самый близкий к нему терминал, который может принимать VLGC (суда, перевозящие СУГ), находится в порту Tianjin — на расстоянии около 1300 км от г. Дацин.

Проектная мощность терминала предполагает перевалку 1,8 млн тонн в год сжиженного газа и пропилена. Как уточнили в ГК «Авестра», с августа 2019 года по настоящее время уже отгружено в адрес китайских потребителей более 100 тысяч тонн СУГ и пропилена. «Вместе с тем, осторожная позиция китайских властей и бизнеса в вопросах новых форм взаимодействия с Россией, безусловно, оказывает свое влияние на сроки реализации совместных проектов. В этих условиях необходимо как можно более конкретно, предметно, а, самое главное, «плотно» общаться с китайскими партнерами, обосновывая целесообразность и перспективность совместных проектов», - рассказал И. Березин.

Туманное будущее

Несмотря на достаточно серьезный рост объемов производства, эксперты ожидают, что экспортные отправки в разрезе следующих пяти лет достигнут максимум 8-10 млн тонн по всем направлениям. При этом уже заявлено несколько крупных проектов морской перевалки СУГ на Дальнем Востоке. Их суммарная мощность составляет почти 3,4 млн тонн в год.

Компания «Прайм» планирует построить терминал мощностью 1,4 млн тонн в год на территории свободного порта Ванино. Предполагается, что через него СУГ будет отгружаться на экспорт с Амурского ГПЗ. Еще 1 млн тонн в год от «СИБУРа» и ИНК планирует перегружать в порту Советская Гавань компания «Ремсталь». Кроме того, ООО «Восток LPG» сообщала о реализации проекта строительства терминала по перевалке СУГ во Владивостоке мощностью 1 млн тонн в год.

При этом Китай активно диверсифицирует поставки углеводородов в страну, ежемесячно корректируя баланс трубопроводных поставок нефти и газа, морских и железнодорожных перевозок нефти, нефтепродуктов СПГ и СУГ. В этой связи все новые терминальные проекты для экспорта СУГ нужно рассматривать при условии инвестиций партнёра-инопокупателя, гарантирующего стабильные объёмы перевалки, считает доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамара Сафонова.

Полную версию текста читайте в №21 журнала РЖД-Партнер.

Автор: Юлия Чернышевская


Возврат к списку