тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

"Быстрый закон" и последствия установленной ставки акциза на средние дистилляты на 2018 год

24.09.2018

24.09.2018; ИА «Экспресс-Новости»: https://express-novosti.ru/economy/2147491098-byistryij-zakon-i-posledstviya-ustanovlennoj-stavki-aktsiza-na-srednie-distillyatyi-na-2018-god.html

Подорожание многих товаров на российском рынке (в том числе и бензина) было связано с внесением нового законопроекта об увеличении акцизов. Данное нововведение представлялось, как возможность увеличить бюджет, а также предполагалось придать дополнительный стимул инвестиционной активности.

Но, поскольку проект был разработан и утвержден в некоторой спешке, из-за которой при рассмотрении законопроекта не учитывалось мнение экспертов, появились непредвиденные осложнения. А именно, для частных и небольших заводов по переработке нефти все реальнее становится угроза закрытия, так как введение дополнительных акцизов на средние дистилляты становится обременительным.

Хотя для многих индивидуальные НПЗ ассоциируются с чем-то вроде "китайского подвальчика", на самом деле такие заводы перерабатывают почти 40% от общего объема добываемой нефти. А это около 30% всех нефтепродуктов страны.

Негативно такие действия сказались и на крупных предприятиях, которые не успели модернизировать свое оборудование.

Что же такое акцизы?

За последний год ставка акцизов изменилась в сторону увеличения, что привело к подорожанию определенной категории товаров, в том числе и топлива. Однако, что из себя в реальности представляет этот налог? По сути, это косвенный налог, который дополняет итоговую стоимость определенных товаров. Его обязан оплатить, как производитель товара, так и его импортеры, а также те, кто перерабатывает сырье, подвергаемое в дальнейшем налогообложению.

А вот перепродажа подакцизных товаров ограждена от оплаты данного налога. Как заметил корреспондент ИА "Экспресс-Новости", изменился не только размер налога, но и правила, согласно которым ставка устанавливается раз в полгода (с января по июнь, и с июля до декабрь).

На какие товары повлияли акцизы:

· Этило-содержащее сырье.

· Спиртосодержащая продукция от 1,5%.

· Табак.

· Легковые авто и мощные мотоциклы.

· Бензин, дизтопливо и керосин.

· Природный газ.

· Горюче-смазочные материалы.

Далее в статье будет рассказано о влиянии установленных акцизов на средние дистилляты. И здесь изменению подверглись не только производственные пункты, но и учет проводимых операций:

· Результат оценки состояния сырья при соответствующем температурном режиме;

· Оценка первичного и вторичного продукта;

· Оплата налога за получение предприятием углеводорода из нефти, газа и горюче-смазочных материалов;

· Плотность нефтепродукта на метр кубический.

Согласно нововведениям 2018 года, владельцы или акционеры НПЗ, занимающиеся переработкой средних дистиллятов, должны выплатить определенную пошлину для оформления регистрационного свидетельства (которое действует полгода). Такая мера была принята законодательными органами для контроля своевременной уплаты налога.

Что касается автомобилистов, то для них также внесены изменения - теперь изменились не только налоговые ставки на тип авто, но и создано разделение автомобилей, в зависимости от мощности двигателя (лошадиных сил).

Расширение понятия средних дистиллятов

Поскольку введение изменений в Налоговом кодексе РФ происходило в крайней спешке, часть вопросов (касающихся средних дистиллятов) осталась не отработанной экспертами.

Так, даже при рассмотрении основных вопросов, рабочая группа (бизнесмены и научные эксперты) не смогла по некоторым вопросам прийти к единому мнению. Но, поскольку работа была остановлена без видимых причин, были допущены некоторые неточности, повлекшие серьезные затруднения для независимых производителей.

Например, не пришли к согласию с пунктом об исключении одного из основных показателей, относящихся к среднему дистилляту, фракционного состава нефтепродукта. Хотя фракционный состав максимально точно характеризует нефтепродукты, что раньше позволяло адекватно регулировать налогообложение деятельности НПЗ.

В результате, при подписании законопроекта в средние дистилляты вошло около 20 нефтяных продуктов, газовый конденсат, а также топливо, которое предоставлялось для нужд в отрасли сельского народного хозяйства. Также сюда включили и топливо, необходимое для работы Министерства обороны и специальных подразделений.

Какие результаты принесет нововведение? Здесь можно увидеть один весомый плюс в сторону государственного бюджета, а именно, увеличение казны почти на 16,5 млрд. рублей в год. Однако, авторы нового закона решили не останавливаться на достигнутом. Теперь они работают над тем, чтобы максимально расширить группу "средних дистиллятов", и включить в налогообложение как можно больше нефтепродуктов.

Разумеется, такие дополнения еще больше расширят среднюю группу дистиллятов. Но здесь лоббисты ВИНК дополнили проект приличным количеством исключений, которые относятся к критериям соответствия жидких углеводородных смесей. Так средними дистиллятами все же не будут являться:

· Прямогонный бензин, автомобильное топливо;

· Циклогексан;

· Конденсат газовый стабильный;

· Химическое вещество, полученное при олигомеризации углеводородных газов;

· Результат окисления олефинов и ароматических углеводородов, а также спиртов, альдегидов и карбоновых кислот;

· Фракция, с массовой долей бензола, пентана от 85%;

· Авиационный керосин и дизель;

· Смазочные материалы (сюда можно отнести и моторное масло для дизельных и карбюраторных двигателей);

· Нефтепродукты, представляющие собой жидкую смесь углеводородов, в которой более 30% ароматических и кислородсодержащих соединений.

И все же, несмотря на внушительные размеры списка, хочется отметить, что все вышеперечисленное, как правило, не покидает территорию НПЗ, и в основном находится в отдалении от жилых мест. Так что едва ли их можно назвать достойными исключениями, скорее было бы удивительно, если бы на них был налог.

Как отразятся изменения ставки акцизов на разных НПЗ

Как упоминалось выше, частным предприятиям для работы с нефтепродуктами, согласно новому законопроекту, необходимо получать соответствующие свидетельства, позволяющие работать в данной отрасли.

Документ будет действовать полгода, но для его получения заявитель обязан будет продемонстрировать наличие соответствующего производственного оборудования, необходимого для переработки средних дистиллятов.

Приемлемым обоснованием для получения свидетельства станет наличие контрактов на переработку средних дистиллятов, подписанных с компанией-собственником необходимых нефтепродуктов. Список необходимого оборудования можно просмотреть в законопроекте Налогового кодекса Российской Федерации (начиная с января 2018 года). Основные установки должны справляться с разного вида переработкой нефти, получая в результате пригодные нефтепродукты, соответствующие нормам и стандартам.

Кроме вышеперечисленного, оборудование в обязательном порядке должно определять количество средних дистиллятов, находящихся на переработке. При оформлении налогового вычета будет использоваться коэффициент 2, если дистилляты произведены с помощью указанного оборудования, во всех остальных случаях коэффициент будет равен 1.

Как будет осуществляться применение акцизных ставок на средние дистилляты?

Ставка акцизов на средние дистилляты, указанная в Налоговом кодексе РФ, имеет два варианта для конечного расчета. Способы расчета акцизов отличаются в зависимости от формы установления ставки:

· Твердые ставки, их еще называют специфическими. Эта форма налога на подверженные акцизам товары считается произведением налоговой ставки и налоговой базы, которая рассчитывается по ст. 187-191, такая ставка еще называется специфической.

· Комбинированная ставка. Здесь акциз будет состоять из специфической и процентной налоговых ставок. Способом расчета будет являться сумма, полученная, как результат сложения специфической ставки и объема реализованных товаров (в натуральном выражении) в соответствии с процентной ставкой, рассчитанной на максимальную розничную цену.

Согласно НК РФ в редакции 2018 года, акцизные ставки для автомобилей зависят не только от мощности двигателя, теперь появились подакцизные отличия для разных видов мощных авто. Так что водителям придется тратиться не только на бензин. Если говорить точнее:

* Больше всего повезло транспорту с мощностью до 150 лошадиных сил - стоимость акциза не превысит 45 рублей.

* Далее идут двигатели с мощностью от 150 до 200 лошадиных сил - оплата таких машин будет равна 437 рублям.

* Для авто с двигателем от 200 до 300 лошадиных сил ставка составит 714 рублей.

* И максимальных расходов потребует двигатель с мощностью более 500 лошадиных сил. Здесь одна лошадиная сила будет стоить 1302 рубля.

Вместе с этими изменениями будет увеличена и ставка налога на бензин 5-го класса и на дизельное топливо. Остальные виды бензина останутся без изменений.

Реакция экспертов на увеличение акцизов и расширение ряда средних дистиллятов

Согласно мнению экспертов, подобное действие никак не повлияет на борьбу с контрафактной продукцией, предлагаемой на российских АЗС. А вот перераспределению нефтяного рынка в пользу ВИНК поспособствует. Все вышеперечисленные ограничения и дополнения к новому проекту дают максимальное преимущество крупным компаниям (в том числе и нефтехимическим предприятием) которые связаны с ВИНК.

К каким результатам приведет увеличение налога на средние дистилляты? В первую очередь, увеличение цены не только на бензин, но и на все продукты. Посудите сами, если увеличится расход на оборудование для предприятий, а также на сельскохозяйственную технику, то первым шагом будет восполнение ущерба за счет увеличения цен. Более того, непосредственный ущерб для работников НПЗ становится все более очевидным. По статистике, одно рабочее место в нефтяной сфере создает около пяти рабочих мест в других отраслях.

Следовательно, если увеличиваются расходы на содержание предприятия и его работоспособность, то такое финансовое давление поспособствует сокращению рабочих мест и уменьшению зарплаты имеющимся работникам. А это уже скажется не только на безработице, но и на печальном финансовом положении многих семей. Кроме того, НПЗ не смогут приносить достаточную прибыль бюджету местных властей.

В результате, на сегодняшний день поспешное принятие законопроекта несет определенные непродуманные риски, связанные не только с дополнительными расходами на производство топлива, но и с финансовым благополучием граждан.

Татьяна Болдырева


Возврат к списку