тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Маневр на переделе возможностей

13.06.2018

Схема его завершения предполагает очередное подорожание нефтепродуктов

13.06.2018; «КоммерсантЪ»: https://www.kommersant.ru/doc/3656838

“Ъ” стали известны параметры завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Отрицательный акциз на нефть в размере примерно 3 тыс. руб. на тонну получат только НПЗ, выпускающие бензин. Одновременно вводится плавающий акциз, в рамках которого бюджет будет возмещать компаниям половину разницы между внутренней ценой топлива и экспортной альтернативой. Эти меры призваны смягчить повышение цен для потребителей, которое, по замыслу, не превысит 1% в год для бензина и дизельного топлива. Но другие нефтепродукты, например мазут и битум, подорожают в полтора раза и более.

Минфин 9 июня разослал участникам процесса законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Документ будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 14 июня, а через неделю — на заседании правительства, после чего должен быть внесен в Госдуму. Маневр заключается в поэтапном (в течение 2019–2024 годов) снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением НДПИ на нефть. В итоге экспорт нефти и нефтепродуктов станет более выгодным, а внутренние цены на них, а также на нефть для переработки вырастут. За следующие шесть лет бюджет планирует получить от маневра дополнительно 1,6 трлн руб.

Чтобы внутренние цены на топливо, вокруг резкого взлета которых в последние недели развернулся скандал по всей стране с митингами и публичными обращениями к президенту, не выросли еще сильнее, крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть. По словам собеседников “Ъ”, критерием будет производство товарного бензина 5-го класса: заводам, у которых на него приходится более 10% первичной переработки, положен отрицательный акциз из расчета примерно 3 тыс. руб. на тонну перерабатываемого сырья (при нынешнем курсе рубля).

Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.

НПЗ, которые не производят товарный бензин, вообще не получат акциз — это, в частности, завод в Усть-Луге НОВАТЭКа, Марийский НПЗ группы New Stream Дмитрия Мазурова и т. д. Такой подход соответствует идее Минфина, который рассматривает отрицательный акциз как субсидию для НПЗ и полагает, что лучше целевым образом субсидировать производство нужного рынку бензина, чем всю отрасль целиком.

Отрицательный акциз будет дополнен так называемым плавающим акцизом, который должен частично защитить внутренний рынок от колебаний цен на нефть и курса рубля. Если экспортный netback (стоимость поставки на экспорт с учетом пошлины и затрат на транспортировку по Argus) превышает текущую цену бензина или дизтоплива (по бирже), бюджет возвращает НПЗ половину разницы. Например, 31 мая netback по АИ-95 был выше внутренней цены на 5,5 тыс. руб. на тонну, то есть бюджет вернул бы НПЗ 2,75 тыс. руб., что будет означать соответствующее снижение оптовой цены. В обратную сторону, то есть при наличии премии внутреннего рынка, механизм работать не будет.

Установление акциза будет похоже на мониторинг экспортной пошлины: рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое: например, с начала года netback по бензину, по данным Reuters Kortes, вырос на 8,4 тыс. руб. на тонну (или 6,3 руб. на литр), тогда как цены на АЗС — только на 3,6 руб. на литр.

Если бы плавающий акциз работал сейчас, то уже происшедшего роста цен на АЗС хватило бы для компенсации роста netback (так как половину компенсировал бы бюджет).

С учетом этих инструментов налоговый маневр, как ожидается, должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 руб. на литр). Однако рост цен на другие нефтепродукты должен быть гораздо больше — не менее чем на 50% на битум и мазут, а также существенно на авиакеросин и судовое топливо.

Александр Дюков, глава «Газпром нефти», 9 июня: «Розничная сеть АЗС работает в убыток — 2,5–4 тыс. руб. на тонну. Долго независимые сети, если они работают честно... так работать не могут»

Собеседники “Ъ” в нефтекомпаниях уточняют, что цены на авиакеросин в любом случае невозможно повысить с текущих уровней, так как тогда иностранные авиакомпании перестанут заправляться в РФ. По судовому топливу источники “Ъ” оценивают возможный рост цены в 6 тыс. руб. (около 15%), но, возможно, на него будет дана отдельная субсидия. Что касается битума, то Минфин, по данным “Ъ”, не видит большой проблемы в подорожании, учитывая, что в ближайшие шесть лет на дорожную инфраструктуру через спецфонд будет выделено 3 трлн руб.

Других льгот для НПЗ, например компенсации логистического отставания или субсидий на модернизацию, которые предлагало Минэнерго, не будет. По словам собеседников “Ъ”, «Роснефть», у которой самые старые НПЗ среди крупных компаний, в сущности, не участвовала в обсуждении: «Они на совещаниях говорили, что маневр в принципе не нужен. Но так как президент принял решение, что маневр будет, не было пространства для диалога». Один из источников “Ъ” считает, что некоторым НПЗ «Роснефти» в Восточной Сибири (Ачинск, Ангарск) дадут адресные льготы вне рамок основного маневра.

Если не обращать внимания на частные трудности отдельных компаний или групп потребителей, в текущем варианте маневра остается стратегическая проблема: предполагается, что нефтекомпании переложат рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо сократят свою маржу. Во втором случае некоторые, даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, тогда их загрузка будет снижаться, что может привести к дефициту топлива в отдельных регионах.

По плану должен реализоваться первый вариант, то есть рост внутренних цен. Но они уже сейчас вызывают резкий протест населения и бизнеса, и правительство проводит прямо противоположную политику: замораживает цены на АЗС по договоренности с нефтяными компаниями, угрожая в случае невыполнения повысить экспортные пошлины на нефтепродукты — те самые пошлины, от которых оно хочет избавиться по итогам маневра.

Юрий Барсуков


Возврат к списку