тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Поддержка нефтяных месторождений Западной Сибири требует эффективного налогообложения

16.04.2018

Законопроект о НДД необходимо дополнить двумя тезисами в пользу месторождений разной крупности и региональных бюджетов

16.04.2018 10:24; «Нефть и капитал» (OilCapital.ru): https://oilcapital.ru/article/general/16-04-2018/podderzhka-neftyanyh-mestorozhdeniy-zapadnoy-sibiri-trebuet-effektivnogo-nalogooblozheniya

Законопроект о налоге на добавленную стоимость (НДД) для нефтяной отрасли необходимо дополнить двумя тезисами в пользу месторождений разной крупности и региональных бюджетов. С таким предложением выступил Павел Завальный, председатель комитета по энергетике (представляет в Государственной Думе Ханты-Мансийский автономный округ), в ходе рассмотрения в первом чтении правительственного законопроекта об НДД и альтернативного законопроекта о налоге на финансовый результат (НФР).

По его словам, законопроект, внесенный правительством РФ, является, по сути, конвергенцией подходов, предлагавшихся ХМАО-Югрой и Министерством финансов. Система налогообложения нефтяной отрасли, содержащаяся в нем, носит более универсальный характер по сравнению с НФР, направленным в большей степени на истощенные месторождения, и может быть эффективна и для истощенных, и для новых месторождений.

Завальный предлагает при доработке законопроекта в рамках подготовки ко второму чтению внести в него два изменения, содержащиеся в законопроекте об НФР:

Расширить периметр проектов для четвертой группы «пилотов» по критерию «величина начальных извлекаемых запасов» с 50 до 150 млн тонн. Это позволит получить более репрезентативную выборку месторождений разной крупности и сформировать объективное представление об эффективности данного налогового режима.

Предусмотреть в Бюджетном кодексе РФ норматив отчисления от ставки НДД в размере 40% в федеральный бюджет и 10% в бюджеты субъектов РФ аналогично соотношению, предусмотренному в инициативе Югры по введению НФР, с целью роста заинтересованности субъектов в повышении эффективности недропользования и наполнения доходной части региональных бюджетов.

«Ханты-Мансийский автономный округ является энергетическим сердцем нашей страны, где добывается 43% всей российской нефти. Объемы добычи нефти в округе, несмотря на все меры по ее поддержке, снижаются на протяжении последних 10 лет на 1,5-2%. Практически все базовые месторождения округа находятся на последней стадии разработки, степень обводненности превышает 90%, дебиты скважин значительно снизились. Большую часть запасов нефти в округе можно отнести к трудноизвлекаемым. Нефтяная промышленность Западной Сибири может дать стране еще много нефти. Но для этого нужно более эффективное налогообложение. НДД, с учетом доработки, может дать хороший результат», – говорит Завальный.

По мнению Андрея Цибульского, адвоката Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры», введение нового подхода к налогообложению нефтегазовой отрасли, в том числе появление НДД, вполне оправдано. Действующий налог на добычу полезных ископаемых, исходя из заложенного механизма налогового регулирования, не учитывал и не мог учесть множество факторов, снижающих эффективность добычи углеводородов в труднодоступных местах. Предлагаемый налог должен снизить нагрузку на игроков нефтегазовой отрасли и создать импульс для технической модернизации.

Как отмечает эксперт, законопроект, внесенный в Государственную Думу, устанавливает группы, к которым может быть применен новый налог, «крупными мазками». Такой подход оправдан при начальном варианте введения нового налогового механизма.

Предложение профильного комитета Госдумы детализирует критерии групп месторождений, соответственно, расширяет возможность применения НДД.

«Представляется бесспорным, что наибольшее применение НДД по большему количеству месторождений сможет проявить эффективность или неэффективность нового налогового режима, но усложнит процесс налогового администрирования. Поскольку дискуссия, предшествовавшая появлению законопроекта НДД, заняла долгие годы, усложнение процедуры налогообложения на данном этапе нецелесообразно», – полагает Цибульский.

По его мнению, предложения Павла Завального могут стать вторым этапом модернизации налогообложения предприятий нефтегазовой отрасли, которые будут введены после получения первичных результатов деятельности НДД. Предложения профильного комитета Госдумы, относящиеся к распределению отчислений между федеральным и региональным бюджетом, направлены на поддержание региональных бюджетов. Это, безусловно, оправдано, однако сделает для федерального центра не столь очевидным экономический эффект введения нового механизма налогового регулирования.

В свою очередь Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции факультета ВШКУ РАНХиГС, отметила, что введение специальных налоговых режимов может оказать активизирующее воздействие на приток инвестиций в разработку новых труднодоступных месторождений углеводородного сырья в России, а также на повышение коэффициента извлечения нефти.

«Законопроект о налоге на финансовый результат (НФР) предполагает прирост доходов региональных бюджетов, в том числе и на фоне падения мировых цен на нефть, что может дать дополнительный импульс не только в части прироста производственного потенциала, развития инфраструктуры, но и для социально-экономического развития регионов», – полагает она.

Мария Ромашкина


Возврат к списку