тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Резолюция Круглого стола «Развитие сектора независимого предпринимательства в российском нефтегазовом комплексе» от 19.04.2017 г.

23.05.2017

23.05.2017; Сайт «АссоНефти»: http://www.assoneft.ru/activities/press-centre/tek/4142/

В рамках Национального нефтегазового форума «Технологическая оснащенность и инновационный потенциал нефтегазового комплекса России» 19 апреля 2017 года был проведен Круглый стол «Развитие сектора независимого предпринимательства в российском нефтегазовом комплексе». В его работе приняли участие представители компаний, осуществляющих свою деятельность в основных сегментах независимого сектора российского нефтегазовой отрасли: добыче, сервисных услугах, переработке, торговле нефтепродуктами.

Функционирование независимых секторов в нефтегазодобыче, сервисе, переработке УВС, реализации ГСМ - закономерное явление, порожденное потребностями развития всего российского ТЭК. Предприятия независимого сектора российской нефтегазовой отрасли совокупно занимают определенную долю рынка: в сфере добычи 4%, в переработке – 5 - 15%, на рынке сервисных услуг – 35%. В последнее время в РФ наблюдается сужение сектора независимых компаний - как в добыче, так и в переработке. Независимая розница пока удерживает свои позиции, но условия ее функционирования постоянно ухудшаются.

Независимая добыча – самый малочисленный сегмент независимого сектора нефтегазовой отрасли. Однако даже здесь функционируют порядка 250 независимых нефтегазодобывающих компаний (ННК)», из которых 52% осуществляют добычу, а 38% пока не добывают, но ведут поисково-разведочное бурение. Совокупно независимые предприятия ежегодно добывают в среднем порядка 22 млн. тонн нефти, при этом независимые компании наиболее активно участвуют в геологоразведке, способствуют рациональному недропользованию, поскольку работают на небольших и малопривлекательных для ВИНК запасах, а также создают столь необходимую для успешного развития отрасли конкурентную среду.

Еще одной важной группой предприятий, представляющих независимый сектор российского ТЭК, являются независимые НПЗ. По разным оценкам доля продукции выпускаемой независимыми переработчиками находится в достаточно широком диапазоне 5 - 15% от общего числа нефтепродуктов, производимых в стране. Хотя базовые производящие мощности и находятся в собственности ВИНК, статистика свидетельствует о том, что и в нефтепереработке независимый сектор занимает заметное место.

Несмотря на то, что наиболее крупные складские мощности сосредоточены в руках ВИНК, а также государственных монополий в лице ОАО «АК «Транснефть» и Федерального агентства по государственным резервам, независимые нефтебазы и АЗС также вносят определенный вклад в региональную инфраструктуру нефтепродуктообеспечения. Независимым операторам принадлежит порядка 10.000 АЗС, что в относительном выражении составляет 50% инфраструктуры розничной реализации топлива в стране.

Таким образом, значимость сектора независимого предпринимательства для российской нефтегазовой отрасли сохраняется, поскольку вертикально интегрированные компании в РФ не могут полностью удовлетворять потребности внутреннего топливного рынка.

Сектор независимого предпринимательства в российской нефтегазовой отрасли имеет законные права на существование и дальнейшее развитие в условиях рыночных отношений. Развитие и углубление этих отношений позволит всем его участникам в каждом сегменте отрасли работать рентабельно, не только поддерживая, но и развивая свой бизнес и его технологическую платформу.

Повышение роли ННК - общемировая тенденция. Налицо процесс «измельчения» открываемых месторождений, разработка которых экономически не интересна крупным ВИНК, – исторически это была прерогатива ННК. Разработка и вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений в России сегодня связана с категорией «ТРИЗы» - это еще одна сфера специализации ННК, которым по остаточному принципу оставались так называемые неудобья. Так, из материалов доклада академика А.Э. Конторовича и д.э.н. Л.В. Эдера Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН следует, что пришло время осваивать мелкие и мельчайшие месторождения нефти, в настоящее время на них добывается более 35 млн. т нефти. Это требует изменения организационной структуры российской нефтяной отрасли, поскольку для эффективного освоения мелких месторождений более адекватны предприятия малого и среднего размера.

Приоритетными направлениями развития независимых, в т.ч. малых, нефтяных компаний в настоящее время становятся:

- поиск и вовлечение в последующую разработку новых месторождений, мелких и очень мелких по величине начальных извлекаемых запасов нефти;

- ввод в разработку ранее законсервированных мелких месторождений,

- доразведка и эксплуатация действующих крупных и средних месторождений на падающей стадии добычи,

- вовлечение в разработку месторождений с запасами нефти, характеризующимися как трудноизвлекаемые.

Деятельность сектора независимого предпринимательства способствует инновационному развитию ТЭК страны, поскольку постоянно ННК находятся в поиске новых способов освоения своих месторождений, внедряя, прежде всего отечественные технологии и разработки, тем самым способствуя более эффективному использованию минерально-сырьевой базы.

ННК являются важнейшим центром консолидации отраслевых знаний и технологических ресурсов, перспективной базой их обмена на договорной основе.

Для поддержания деятельности сектора ННК необходимо, прежде всего, утвердить стратегию государства в отношении этого сегмента ТЭКа, а также принять целый ряд мер на государственном уровне, касающихся, прежде всего:

· формирования законодательства о независимом, в том числе малом нефтяном бизнесе, включая определение критериев отнесения предприятий к этой категории;

· в сфере налогообложения:

- изменить параметры предоставления льготы по НДПИ в отношении мелких месторождений в сторону увеличения размера начальных запасов месторождений до 10 млн. т и степени выработанности до 10%;

- объявить мораторий на изменения в действующее законодательство по НДПИ на период проведения эксперимента по переходу на НДД/НФР;

- внести изменения в региональное законодательство по Восточной Сибири и Дальнему Востоку в части предоставления льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество в обмен на осуществление инвестиций в данные регионы;

- изменить порядок предоставления льготы по Ккан [пояснение пресс-службы «АссоНефти»: Ккан - коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти] при расчете размера уплачиваемого НДПИ, предусмотрев начало отсчета действия льготного периода с момента достижения степени выработанности запасов в размере 1% вместо установленного в настоящее время 10 – летнего периода пользования данной льготой.

· в организационно-правовой сфере:

- поддержать предложение Минприроды и Минэкономразвития о развитии юниорных геолого-разведочных компаний в России с широким вовлечением в него сектора ННК;

- законодательно урегулировать вопросы определения стоимости продажи/аренды земли, необходимой для выполнения лицензионных обязательств нефтяными компаниями;

- ходатайствовать перед Минприроды о сокращении сроков проведения экспертизы проектной документации по проведению работ по геологическому изучению недр с 90 до 30 дней;

- освободить нефтяные компании, объем попутного газа у которых не превышает 3 млн. куб. м в год, от уплаты штрафов при недостаточном уровне его утилизации.

Необходим дифференцированный подход к развитию сегмента независимой нефтепереработки, с учетом той роли, которую она играет в обеспечении местных потребностей в нефтепродуктах, в том числе:

1) Уменьшение налогового бремени на бизнес.

2) Пролонгировать налоговый маневр для того, чтобы: а) не раскручивать спираль инфляции; б) дать возможность новым НПЗ встать на ноги.

3) Наращивать не экспорт нефти, а экспорт нефтепродуктов.

4) Заниматься импортозамещением не только в сфере оборудования и технологий, но и в консалтинге.

Необходимо поддержать отечественный нефтесервис, особенно, в той его части, которая связана с обслуживанием сегмента независимой добычи и переработки. Для этого:

· - обеспечить такую налоговую систему, чтобы иметь возможность развиваться. Как вариант, можно использовать опыт других стран - например, изучать и применять китайскую модель.

· - продвигать предложения, прозвучавшие на проведенном Круглом столе, в высшие эшелоны власти с помощью проведения статусных слушаний в ФС с привлечением руководителей из Минэнерго.

· - провести конференцию или парламентские слушания в Ханты-Мансийске под покровительством губернатора Комаровой, чтобы дать возможность депутатам думы ХМАО оформить предлагаемые идеи в формат законодательной инициативы.

· - провести круглый стол по тематике деятельности сегмента независимого предпринимательства в Госдуме при поддержке одной из думских партий.

Важной является задача объединения усилий представителей каждого сегмента независимого предпринимательства в нефтяной сфере в борьбе с системными проблемами отрасли. Для этого, как было отмечено президентом Союза «Независимый топливный союз», необходимо создать неформальную рабочую группу.

В секторе независимой продажи топливных товаров необходимо:

· - принять меры для обеспечения прозрачности рынка путем развития системы объективных индикаторов в том числе за счет увеличения объемов реализации топливных товаров через биржу, с учетом фактора сезонности;

· - создать единые условия и правила игры для всех участников рынка топливных товаров, условия для снижения уровня волатильности как оптовых, так и розничных цен.

Союз нефтегазопромышленников России

Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»

Союз независимых участников национального топливного рынка «Независимый Топливный Союз»

Общероссийская Ассоциация нефтегазосервисных компаний

!!! Пояснение пресс-службы АссоНефти:

Текст Резолюции после согласования со всеми ключевыми участниками Круглого стола (к сожалению, компании независимой нефтепереработки пока ещё не имеют своей общей общественной организации в формате ассоциации или союза) был одобрен на Совете «АссоНефти» и направлен в Министерство энергетики Российской Федерации.


Возврат к списку