тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

АссоНефть раскритиковала методику Минфина, исключающую региональные стимулирующие льготы

03.04.2018 15:30; Агентство нефтегазовой информации:

Москва. Ассоциация нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» представила замечания и предложения по проекту методики оценки эффективности региональных льгот нефтегазодобывающим и нефтегазоперерабатывающим компаниям. Проект документа разработал Минфин и выкладывал в марте на общественное обсуждение.

Однако обсуждение длилось всего 15 суток и протекало в информационном плане довольно тихо. Между тем, в методике об оценке эффективности региональных налоговых льгот есть фрагмент довольно коварного, как считают эксперты, для инвестиционного климата в регионах содержания. Это 16-я статья, в которой говорится о том, что для компаний, основным видом деятельности которых является добыча и переработка полезных ископаемых (в том числе нефти и газа) стимулирующая налоговая льгота заранее считается неэффективной. Ведь так называемая «неэффективность» налоговых региональных льгот будет учитываться при определении рейтинга налогового потенциала региона, что будет влиять на решения федерального центра об определении уровня дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов России.

«АссоНефть (объединяет 52 нефтегазодобывающие компании, не входящие в состав вертикально-интегрированных холдингов) предоставила отражающие консолидированную позицию компаний-участников нашей Ассоциации замечания и предложения в рамках общественного обсуждения проекта постановления правительства РФ «Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов РФ и муниципальных образований»», - отметила генеральный директор АссоНефти Елена Корзун.

По ее словам, в соответствии со ст. 16 раздела III минфиновской методики стимулирующая налоговая льгота заведомо признается неэффективной, если предоставляется нефте- и газодобывающим компаниям (класс 06 раздела В ОКВЭД), даже без каких-либо подсчетов и оценок бюджетной эффективности ее применения.

«Такой подход приведет к негативным последствиям для нефтегазодобывающей отрасли страны. Ведь так называемая «неэффективность» налоговых региональных льгот, например, нефтегазовому бизнесу будет учитываться при определении рейтинга налогового потенциала региона, что в свою очередь будет влиять на решения федерального центра об определении уровня дотаций (из федерального бюджета) на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов России», - пояснила Елена Корзун.

Она отметила, что более половины нераспределенного фонда запасов в России приходится на мелкие и мельчайшие месторождения с ТРИЗами, и эта тенденция усиливается.

«Существующий налоговый режим не стимулирует активность инвесторов, особенно в отношении разработки мелких и мельчайших залежей, которые все больше преобладают в минерально-сырьевой базе России. Поэтому ухудшение условий разработки месторождений, обусловленное предложением Минфина, лишь усугубит эту ситуацию», - полагает Елена Корзун.

Отметим, что на коллегии Минэнерго в апреле 2017 года министр энергетики РФ Александр Новак сказал буквально следующее: «… считаю необходимым сосредоточить усилия на выработке мер по вовлечению в разработку малых месторождений. Мы видим снижение интереса инвесторов к разработке мелких месторождений с извлекаемым запасом начальным менее 5 млн тонн. Если в 2015 году только 40% объявленных аукционов на такого рода месторождения были признаны состоявшимися, то в 2016 году этот показатель составил уже 20%. Это результат нашей негибкой налоговой политики, отсутствие финансовых стимулов у инвесторов вовлекать в разработку небольшие активы с применением новейших технологий».

Кроме того, по словам генерального директора АссоНефти, разведку и освоение месторождений в Восточной Сибири, Якутии и на Дальнем Востоке ведут не только крупные ВИНКи, но и независимые частные компании.

«Если возможность использования региональных льгот будет исключена, то активность частных инвесторов в удаленных регионах добычи значительно снизится», - уверена Елена Корзун.

Генеральный директор АссоНефти подчеркнула, что региональные льготы позволят улучшить инвестклимат, поддержать инновационные проекты и добиться существенного бюджетного эффекта. Она привела в пример опыт Республики Татарстан, где за 1996-1998 годыблагодаря льготным налоговым режимам малые нефтяные компании добыли свыше 100 млн тонн нефти и перечислили в бюджеты всех уровней более 600 млрд рублей налогов.

«Развитие независимых нефтегазодобывающих компаний в России возможно лишь за счет собственных средств. Ведь банки не кредитуют предприятия, находящиеся на стадии геологоразведки и не имеющие собственную добычу. Поэтому отмена минимальных льгот, предоставляемых регионами, приведет к существенному сокращению деятельности компаний, прекращению притока инвестиций в нефтедобычу и сворачиванию освоения и разработки новых месторождений», - пояснила Елена Корзун.

«Учитывая стратегически важную роль нефтегазовой отрасли РФ в формировании бюджета страны, считаем целесообразным в п.п. «а» п. 1 ст. 16 раздела III методики внести текст следующего содержания: «за исключением видов экономической деятельности, включенных в 06 класс раздела В ОКВЭД»», - заключила Елена Корзун.

А вот как прокомментировал ситуацию с методикой Минфина член Совета «АссоНефти» и советник генерального директора компании АО «РНГ» Денис Перов (в 2018 году АО «РНГ» планирует начать промышленную разработку Восточных блоков Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии):

«Региональные льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль призваны служить инструментом для привлечения инвестиций в конкретный субъект РФ.

Региональные налоговые льготы компаниям, основным видом деятельности которых является добыча полезных ископаемых, позволяют:

1. Привлекать капитал для участия в конкурсах на лицензионные участки в конкретных регионах, т. к. налоговые льготы учитываются при расчете эффективности разработки участка недр и влияют на предельный размер цены лицензионного участка, тем самым заранее могут увеличить поступления в бюджет при приобретении права пользования участком недр.

2. Сокращать сроки освоения участков недр и ввода основных средств:

a. До момента определения коммерческой целесообразности добычи (далее - КЦД) нефти, имущественный комплекс нефтяной компании числится как материально поисковые активы и не облагается налогом на имущество до момента признания КЦД. При получении льготы по налогу на имущество недропользователь заинтересован в скорейшем вводе основных средств и начале амортизации имущества, что обуславливает сокращение сроков поступления налогов в бюджет субъекта.

b. Сокращение сроков освоения участков недр из-за опережающего ввода имущественного комплекса и стимулирования максимизации сроков использования льготы позволит компенсировать недополученные доходы за счет межбюджетного трансферта от роста поступлений по НДПИ и экспортной пошлине.

3. Региональные налоговые льготы повышают финансовую устойчивость компаний и позволяют привлекать и обслуживать финансирование на развитие проектов в области добычи полезных ископаемых».

Представитель АссоНефти Сергей Ветчинин во время обсуждения ситуации с проектом методики Минфина на страничке специализированной отраслевой группы «Нефтегазовый Мир» в Facebook оставил следующий комментарий: «Поражаюсь, почему минфиновским чиновникам не приходит в голову элементарная, вроде бы, мысль, что прежде чем что-то получить от бизнеса, надо сначала этому бизнесу что-то дать - например, налоговые льготы. Ну никак не могу понять, зачем же делить шкуру неубитого медведя, подсчитывая так называемые выдающие доходы, которых и вовсе не будет, если не будет стимулов привлечения в регионы инвестиций за счет тех же налоговых льгот. И вот тогда ВЫПАДАЮЩИЕ доходы превратятся в НИКУДА НЕ ПОПАДАЮЩИЕ».

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

Ниже приводится полный текст отзыва экспертов Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», размещенного на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов во время проведения там процедуры общественного обсуждения проекта Правительства Российской Федерации «Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»:

Касательно: проекта Методики оценки эффективности региональных льгот

Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» (объединяет 52 нефтедобывающие компании, не входящие в состав вертикально-интегрированных холдингов) представляет отражающие консолидированную позицию участников замечания и предложения в рамках общественных обсуждений проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Методики).

В соответствии со статьей 16 раздела III Методики стимулирующая налоговая льгота изначально признается неэффективной в случае предоставление ее компаниям, основным видом деятельности которых является добыча полезных ископаемых (раздел В ОКВЭД), в частности добыча сырой нефти и природного газа (класс 06 раздела В ОКВЭД), без фактических подсчетов и оценок бюджетной эффективности ее применения. Такой подход представляется экономически необоснованным и предопределяющим заведомо негативные последствия для нефтегазодобывающей отрасли страны.

1. По заключению представителей экспертного и научного сообщества, отраслевых специалистов минерально – сырьевая база России характеризуется состоянием крайнего измельчения и старения запасов. Более половины нераспределенного фонда запасов в традиционных регионах добычи (Урало-Поволжье, Тимано-Печора, ХМАО) приходится на мелкие и мельчайшие месторождения с трудноизвлекаемыми запасами, и эта тенденция только усиливается за последние годы.

Существующий налоговый режим в нефтедобывающей отрасли не стимулирует активность инвесторов, они не проявляют заинтересованности в приобретении лицензий на разработку таких месторождений. Количество состоявшихся аукционов по мелким и мельчайшим месторождениям год от года сокращается. Дальнейшее ухудшение условий разработки таких месторождений приведет к дальнейшему падению интереса инвесторов к освоению основной части нераспределенных запасов.

2. Разведка и освоение месторождений в новых регионах добычи (Восточная Сибирь, Республика Якутия (САХА), Дальний Восток) осуществляется не только крупными вертикально-интегрированными холдингами, но и независимыми частными компаниями. Проведение геологоразведочных работ, обустройство месторождений, создание необходимой производственной и транспортной инфраструктуры и т.д. требуют от частных инвесторов значительных первоначальных капиталовложений и сопряжены с большими финансовыми рисками. Если возможность использования региональных льгот будет исключена, активность частных инвесторов в удаленных регионах добычи значительно снизится.

3. Возможность установления субъектами Российской Федерации льгот по налогам и сборам в соответствии с целями государственных программ субъекта РФ позволяет для нефтедобывающих регионов улучшить инвестиционный климат, поддержать инвестиционные и инновационные проекты, в том числе и с участием частных инвесторов, и в конечном итоге добиться существенного бюджетного эффекта. Широко известен положительный опыт Республики Татарстан за 1996-1998 гг. по применению льготных налоговых режимов на региональном уровне (для нефти добытой из малодебитных и высокообводненных скважин, из вновь введенных в эксплуатацию месторождений и нефти, добытой за счет новых методов увеличения нефтеотдачи), за счет которых малыми нефтяными компаниями добыто более 100 млн. тонн нефти, перечислено в бюджеты всех уровней более 600 млрд. рублей налогов, в том числе в консолидированный бюджет Республики – свыше 70 млрд рублей.

4. Особенность деятельности независимых нефтегазодобывающих компаний в России такова, что их минимальное развитие возможно лишь за счет собственных средств, банки не кредитуют компании, не имеющие собственную добычу, поэтому сужение внутренних возможностей для осуществления инвестиций в результате отмены указанных минимальных льгот, станет фактором существенного сокращения деятельности компаний в отрасли.

5. Наличие региональных льгот в отношении новых месторождений не может уменьшить налоговые поступления, поскольку таковые отсутствуют до начала добычи нефти. Вместе с тем ликвидация льгот приведет к прекращению притока инвестиций в нефтедобычу, сворачиванию освоения и разработки новых месторождений. Поэтому в отсутствие региональных льгот нельзя рассчитывать на прирост добычи с малых месторождений, на дополнительные налоговые поступления ни в Федеральный, ни в местные бюджеты.

В связи с вышеизложенным, а также учитывая стратегически важную роль нефтегазовой отрасли РФ в формировании бюджета страны, считаем целесообразным:

В подпункт а) пункта 1) статьи 16 раздела III «Методики…» внести текст следующего содержания: «за исключением видов экономической деятельности, включенных в 06 класс раздела В ОКВЭД».


Возврат к списку